пятница, 12 октября 2012 г.

Почему поисковик не находит сайт? - а нужна ли первая строка в поисковой выдаче

Футболка с эмблемой «black SEO»
Этот пост я написал сразу же после прочтения  статьи на Searchengines.ru «Неявная цена дешевого продвижения в поисковых системах и социальных сетях». Если честно, то у меня эта статья вызвала прилив волны негатива. И вот почему.
В статье есть много хороших мыслей о том, чем может кончиться идея сэкономить на разработке сайта, его продвижении и других аспектах существования вашего сайта в сети Internet. Но с другой стороны - ничего не говорится положительного для конечного читателя. И именно поэтому я отнес эту статью в категорию «black SEO».

Тот, кто хоть иногда был причастен к той части этого мира, которая наполняет сайты во всемирной сети, знаком с такими терминами как: первые позиции в выдаче поисковиков, индексация материалов поисковыми системами, ранжирование, поисковая оптимизация и подобные фразы. Лично у моего восприятия эти бесконечные разговоры об оптимизации начинаю вызывать легкое отторжение. Поясню на конкретном примере почему так.
Возьмем для примера избитую поисковую фразу "пластиковые окна в Москве". Не одна сотня директоров строительных фирм мечтает, что бы сайт их компании попал в top-выдачи Яндекса. Или на худой конец - Google-а. Ради достижения этой цели многие и них потратили огромную кучу денег, времени, других ресурсов. Но если задать им достаточно простой, но конкретный вопрос: а много ли они получили клиентов, которые попали на сайт по поисковой фразе "пластиковые окна в Москве" - уверяю вас, этот он поставит их в полнейший ступор, либо они просто начнут нести всякую ахинею.
Клавиши S-E-O
Если кто-то посчитал, что я сошел с ума и агитирую против SEO, то попрошу оставить ваши мысли там, откуда вы их только что достали. Я просто сторонник другого подхода в поисковой оптимизации - подхода, который дает реальных клиентов, а не просто трафик на ваш сайт. Сейчас постараюсь пояснить о чем я веду речь.

Попробуйте посмотреть на поисковую оптимизацию иначе. Сопоставьте ключевые слова и фразы, по которым проводилась оптимизация сайта, и фразы, по которым на Ваш сайт попали реальные клиенты. И вы обнаружите, что ни один РЕАЛЬНЫЙ клиент (то есть те, которые принесли реальный доход компании, что-то у нее приобрели или заказали) не приходит на сайт по фразе типа "пластиковые окна в Москве". Реальные клиенты приходят по гораздо более прозаическим фразам, в большей части из которых есть в добавок еще и грамматические ошибки.

Я это понял тогда, когда наблюдал как другие люди ищут нужную информацию в поисковиках. Моя дочка искала пояснение термина "Экономика" по фразе "Что такое экономика". Google в первой строке выдал википедию, а потом еще несколько словарей. Но приводимые в снипетах определения термина не устраивали ее. Естественно, она не стала переходить по предлагаемым ссылкам. Тогда она попробовала несколько изменить поисковую фразу, в какой-то момент она получилась написанной с ошибкой, но именно в этот момент Google выдал ей необходимый вариант и она кликнула по предлагаемой ссылке.
Итого: Википедия явно в топе по поисковым фразам "что такое ..." но это не дает все переходы на ее страницы только лишь потому, что она она устойчиво занимает 1-ю строку поисковой выдачи.

Мой вывод: поисковая оптимизация должна проходить в два, а то и более этапов.

  1. Первичная поисковая оптимизация: производится по общепринятым сценариям. Т.е. производится подбор ключевых слов, навигация по сайту, наращивание ссылочной массы. На этом этапе самое главное - получить первых несколько десятков-сотню реальных клиентов (а не просто посетителей), которые попали на ваш сайт из поисковой выдачи и собрать по ним всю статистику. Обязательно нужно зафиксировать в специальной статистической таблице по какой поисковой фразе попал клиент к вам на сайт.
  2. После того, как собрана первичная статистика поискового поведения реальных клиентов, можно приступить к формированию "поискового ядра-2". Для этого обрабатываем на основании имеющейся статистики собранные поисковые фразы и слова, а потом пропускаем их через Wordstat Яндекса и Google AdWords, что бы выловить аналогичные фразы, очень схожие и достаточно массовые. Вот когда у нас получилось собрать расширенное поисковое ядро, можно переходить к второй части оптимизации.
Второй этап оптимизации ориентирован не на высокочастотные  поисковые запросы, которые формируются очень часто достаточно искусственно, а на среднечастотные. Поток ВЧ-запросов формируется либо самими поисковыми оптимизаторами, во время непрерывных циклов анализа поисковой выдачи, либо еще какими-то ситуативными причинами. Например: очень популярная поисковая фраза "вконтакте" - это не поиск людей, которые находяться в контакте с кем-то, а просто очень много людей используют поисковую строку как адресную.

Основная задача второго этапа - поймать в поисковой выдаче реальных людей, с реальными вопросами и проблемами, которые поможет решить ваша компания и ее сайт. А не поймать гигабайты холостого трафика, и по этой причине отдать хостеру деньги за расширение тарифного плана для вашего сайта.
И еще один очень важный момент - не гоняйтесь за переходами, посетителями и прочей мутью. Поставьте себе конкретную сверх-приоритетную задачу - получать с сайта определенное количество реальных клиентов еженедельно, например - не менее 200 и из них, пришедших с поисковой выдаче тоже конкретную долю, например - не менее 80. Цифры могут сильно варировать для различных видов бизнеса, это на данном этапе не столь важно.
Главное - ставить себе задачу с конкретными, абсолютными показателями, а не с относительными. После того как такая задача принята к реализации, другие показатели, типа: посещения, посетители, конверсия, отток и другие, начинают восприниматься совершенно по другому.

Третий этап оптимизации - самый интересный.

Если вы оказались достаточно настойчивыми и вам удалось добится стабильности в выполнении задачи второго этапа оптимизации (в примере - это получение еженедельно 200 реальных клиентов, которые сделали хотя бы живое обращение в компанию), то настал час перейти к третьему этапу - улучшения этих показателей.
Соберите статистику за прошедшие периоды и обратите внимания на ключевые фразы, по которым был и приход реальных клиентов, и был отток потенциальных клиентов с сайта. Т.е. человек зашел на сайт и затем его бесследно покинул. Детально изучите поведение таких клиентов на сайте. Особо обращайте внимание на последнюю страницу, которую посещали ваши потенциальные клиенты. Очень часто это оказывается, что это одна и та же или несколько страниц. И вот здесь есть настоящий простор для оптимизации навигации на сайте.
Изучите эти страницы очень внимательно, наверняка они окажутся очень скучными либо малопонятными для клиентов. Можно сделать несколько вариантов новых страниц и показывать их по очереди для клиентов, что бы выяснить что привлекает внимание клиентов и оставляет их на сайте, а что - нет.
Но важно на этом этапе так же четко себе поставить задачу - получить стабильный прирост клиентов в конкретных величинах, например: еженедельно получить +20 дополнительных реальных клиентов.

Заключение: так почему же поисковые системы не находят ваш сайт.

Изучите содержимое файла robot.txt в корне вашего сайта, если там нет строк, типа:
Disallow: /
или
Disallow:*
то поисковые системы скорее всего нашли ваш сайт. А настоящая проблема в другом:
  • поисковые системы считают, что ваш сайт слишком молод. Если ему менее 2-3 недель, то это нормальное поведение. И Google, и Яндекс, к моложым сайтам относятся с недоверием, и поэтому откладывают их индексацию на 2-4 недели.
  • возможно поисковые системы считают, что ваш сайт обновляется очень редко и поэтому можно не торопится с его индексацией. Необходимо хотя бы через день сайт наполнять новым контентом, не менее.
  • возможно ваш сайт попал в немилость поисковых систем. Эта тема выходит за рамки этой статьи, поэтому поищите либо в сети как проверить свой сайт на отсутствие  банов со стороны поисковиков, либо подождите выхода моих следующих статей.

Поделитесь с друзьями